Геннадий

+420 774544537  WhatsApp

 

 

Лариса

+420 774 544 536 моб.  WhatsApp

 

 

USD
 
   
EUR
 
   
ILS
 
   
RUB
 
   

 

 

 

 

 

 

 



Распечатать

Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь (МКБ) занимает 3–е место по распространенности среди урологических заболеваний, уступая по частоте только инфекциям мочевых путей и патологии предстательной железы. МКБ встречается у детей, у взрослых, наиболее часто поражая людей в самый активный период их жизни, а также у лиц пожилого возраста. В связи с широкой распространенностью, особенностями развития и течения МКБ остается одной из актуальных проблем современной медицины, тем более, что за последние десятилетия отмечена тенденция к увеличению частоты этого заболевания, связанная с ростом влияния ряда неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека.
Номенклатура мочевых камней пришла из разных областей знаний. История названия мочевых камней так же увлекательна, как и история лечения мочекаменной болезни. Например, струвит, или трипельфосфат, назван в честь российского дипломата и естествоиспытателя Г.Х. фон Струве (1772–1851). Раньше эти камни называли гуанитами, потому что их нередко находили у летучих мышей. Камни из оксалата кальция дигидрата часто называли уэдделитами, так как такие же камни обнаруживали в образцах породы, взятой со дня моря Уэдделла в Антарктиде.
Теории образования камней
За последние 150 лет сформулировано несколько теорий (табл. 1) и все они, даже сегодня, имеют свои «за» и «против».
Нанобактерии играют важную роль в развитии уролитиаза. Особенностью данных микроорганизмов является способность формировать очаги кристаллизации кальция фосфата с образованием минералов и повреждением уротелия собирательных трубочек и почечных сосочков. Нанобактерия, названная так в соответствии с ее малыми размерами, впервые была обнаружена в 1988 году геологом Техасского университета Робертом Фольком при исследованиях минералов горячих сернистых источников в окрестностях Рима с использованием электронной микроскопии. Р. Фольк исследовал «картину» обнаруженных бактерий овоидной и призматической формы, размножающихся среди неорганического мира. Нанобактерии оказались покрыты оболочкой карбонатного апатита – своеобразной средой обитания, благодаря которой микроорганизм не только защищен от влияния окружающей среды, но длительное время был недоступен для бактериологических исследований. Финский биолог Олави Кайандер, работавший с клеточными культурами, неожиданно столкнулся с серьезной проблемой – выращиваемая им культура, часто переставала рости и погибала. При этом внутри гибнущих клеток О. Кайандер установил существование необычных «пузырьков» в несколько долей микрон. При выяснении причин апоптоза Кайандер обнаружил в фильтрате культуры странную бациллу, размеры которой колебались от 0,2–0,5 до 2 микрон, заключенную в каменную скорлупу. Этой бациллой оказалась нанобактерия (рис. 1).
На экспериментальных животных показано формирование камней после введения нанобактерий в почку, а сами нанобактерии признаны нефротропными. У нанобактерий обнаружена способность к адгезии, инвазии и повреждению клеток собирательных трубочек и зоны сосочков почек. Предположение о вовлечении нанобактерий в формирование почечных камней подтверждает наблюдения Carr и Randall.
Этиология
Распространению МКБ способствуют условия совре­менной жизни: гиподинамия, ведущая к нару­шению фосфорно–кальциевого обмена, характер питания (обилие белка в пище), что позволило назвать это заболевание обмена веществ в организме «болезнью цивилизации». К возникновению данного недуга предрасполагают также такие факторы, как возраст, пол, раса, климатические, географические и жилищные условия, профессия и наследуемые генетические особенности. Причинами образования камней могут быть и факторы местного характера: инфекция мочевых путей, анатомические и патологические изменения в верхних мочевых путях, приводящие к затруднению нормального оттока мочи из почек, обменные и со­су­дистые нарушения в организме и почке.
Мочевые камни чаще образуются у лиц мужского пола, но у них реже, чем у женщин, встречаются наиболее тяжелые формы этого заболевания с коралловидными камнями.
Единой концепции МКБ в настоящее время не существует, она является многофакторным заболеванием, и развитие ее связано с рядом сложных физико–химических процессов, происходящих как в орга­низме в целом, так и на уровне мочевыводящей системы.
В настоящее время всемирно признана минералогическая классификация мочевых камней. Примерно 70–80% мочевых камней являются неорганическими соединениями кальция – оксалаты, фосфаты, карбонаты. Камни, содержащие соли магния, встречаются в 5–10% случаев, они часто сочетаются с мочевой инфекцией. Камни, являющиеся производными мочевой кислоты, составляют до 15% всех мочевых камней, причем с возрастом они встречаются все чаще. Наиболее редки белковые камни – их обнаруживают в 0,4–0,6% случаев (цистиновые, ксантиновые и др.), они свидетельствуют о нарушении обмена соответствующих аминокислот в организме больных. Однако в чистом виде камни встречаются не более чем в половине случаев, а у остальных больных – в моче образуются смешанные по составу в различных пропорциях камни (полиминеральные), они сопровождаются параллельно протекающими обменными нарушениями и нередко присоединившимися инфекционными процессами.
Клиника
Клиническая картина мочекаменной болезни зависит от формы, размеров, количества и локализации конкремента. Камни верхних мочевых путей обычно проявляются болью, характер которой зависит от локализации камня. Боль локализуется преимущественно в поясничной области или животе, может быть приступообразной или постоянной. Камни мочеточников вызывают острые приступы болей (почечную колику) с иррадиацией в подвздошную или паховую область, на внутреннюю поверхность бедра, в половые органы. Камни в мочевом пузыре являются причиной болей над лоном.
В моче обычно присутствуют эритроциты и кристаллы, изменен pH. Больные мочекаменной болезнью часто отмечают преходящие макрогематурию и окрашивание мочи в темно–коричневый цвет (из–за примеси старой крови). В большинстве случаев наблюдается, по крайней мере, микрогематурия. У 10–15% больных при полной обструкции мочеточника гематурия отсутствует. МКБ редко протекает без осложнений. Наиболее часто встречается обострение хронического пиелонефрита (повышение температуры тела, ознобы, слабость, потливость и др.). При нарушении оттока мочи из почки возникает расширение ее чашечно–лоханочной системы (гидронефроз), что резко нарушает функцию почки и может способствовать обострению пиелонефрита. Наиболее грозным осложнением является почечная недостаточность. Вслед­ствие анатомических и функциональных изменений в почках под воздействием длительного нахождения в них конкрементов возникает нефрогенная артериальная гипертензия.
Диагностика
Для диагностики мочекаменной болезни, определения анатомических и функциональных изменений в органах мочевой системы необходимо полное обследование больного с целью определения локализации, количества камней и их размеров, а также выявления осложнений и сопутствующих заболеваний с учетом особенностей, характерных для данного пациента, что в последующем способствует выбору правильной тактики лечения. Основными методами диагностики являются: комплексное исследование крови и мочи, лучевые методы диагностики (УЗИ, рентгенологические методы (рис. 2, 3, 4), компьютерная томография), исследование функции почек.
Лечение
В консервативной терапии выделяют следующие направления:
• выявление и коррекция метаболических нарушений;
• противовоспалительная терапия;
• воздействие на органную гемодинамику.
В комплекс лечебных мероприятий, направленных на коррекцию нарушений обмена камнеобразующих веществ в организме, входят: диетотерапия, поддержание адекватного водного баланса, терапия травами, медикаментозными средствами, физиотерапевтическими и бальнеологическими (с использованием минеральных вод) процедурами, лечебная физкультура, санаторно–курортное лечение.
Диетотерапия зависит в первую очередь от состава удаленных камней и выявленных нарушений в обмене веществ. Однако можно рекомендовать некоторые общие принципы в соблюдении диеты и водного баланса: максимальное ограничение общего объема пищи; ее разнообразие; ограничение потребления пищи, богатой камнеобразующими веществами; прием жидкости в объеме, поддерживающем суточное количество мочи от 1,5 до 2,5 литра. Часть жидкости можно принимать в виде морсов из клюквы или брусники, минеральной воды.
Эффективность средств для растворения мочевых камней зависит от площади поверхности и состава камня, а также от дозы и средства и пути введения. Среди средств для растворения мочевых камней, ощелачивающих мочу и принимаемых внутрь, следует отметить калия цитрат, натрия и калия бикарбонат. Для ощелачивания мочи можно применять апельсиновый сок.
Возможно и чрескожное растворение мочевых камней. В этом случае соответствующие средства вводят непосредственно в почечную лоханку по нефростомическому или мочеточниковому катетеру.
При образовании уратных камней больному рекомендуют исключить продукты, способствующие образованию мочевой кислоты (мозги, почки, печень, мясные бульоны и т.п.). Целесообразно исключить мясо, рыбу, растительные жиры, способствующие окислению мочи, так как у этой группы больных количество цитратов в моче уменьшено, что вызывает кристаллизацию мочевой кислоты.
При фосфатурии и фосфатных камнях моча имеет щелочную реакцию. Для изменения щелочной реакции мочи на кислую назначают лекарственные препараты: хлорид аммония, цитрат аммония, метионин по 0,5 г 3–4 раза в сутки, фосфорнокислый натрий по 1 г 4 раза в сутки. При оксалатных камнях необходимо ограничить введение в организм щавелевой кислоты, исключить салат, шпинат, щавель, картофель, молоко. Помимо ограничения продуктов с повышенным содержанием щавелевокислых солей, назначают соли магния по 150 мг 2–3 раза в сутки. Соли магния «связывают» щавелевокислые соли в кишечнике и уменьшают их содержание в моче. Перенасыщенный раствор мочи является основой камнеобразования.
При фосфатурии усиливать диурез не рекомен­дуется, так как повышается рН мочи (алкалоз), что способствует образованию фосфатных и карбонатных камней. При наличии камней, имеющих тенденцию к самостоятельному отхождению, применяют комплексные растительные препараты группы терпенов, которые обладают бактериостатическим, спазмолитическим и седативным действием.
Фитотерапию можно также рекомендовать и для консервативного профилактического лечения мочекаменной болезни с целью улучшения показателей обмена веществ, состояния почек и верхних мочевых путей, ускорения отхождения камней, а также их фрагментов и песка после успешного разрушения методом дистанционной литотрипсии (камнедробление). При этом предпочтение отдают удобным в применении препаратам, таким как, например, Цистон и др. Цистон – комбинированный растительный препарат. Оказывает диуретическое, спазмолитическое, литолитическое, противомикробное и противовоспалительное действие. Препарат регулирует кристалло–коллоидный баланс при дисметаболической нефропатии, снижает концентрацию в моче элементов, способствующих образованию камней (щавелевая кислота, кальций, гидроксипролин). Повышает уровень элементов, которые ингибируют процесс образования камней (натрий, магний, калий). Воздействуя на муцин, препарат способствует дезинтеграции камней, приводит к их деминерализации. Препятствует аккумуляции частиц вокруг ядра камня, что предотвращает его дальнейший рост. Стимулируя диурез и расслабляя гладкую мускулатуру мочевого тракта, Цистон способствует выведению оксалатных и фосфатных солей, мочевой кислоты и мелких камней из мочевыводящих путей.
Цистон оказывает бактериостатическое и бактерицидное действие, особенно в отношении Klebsiella spp., Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli и других грам­отрицательных бактерий. Литолитический эффект препарата не зависит от рН мочи.
Антибактериальную терапию проводят с учетом результатов посева мочи и антибиотикограммы. Предпочтение отдают тем антибиотикам, которые выделяются почками, создавая высокие концентрации в моче и почечной ткани.